Все большее количество экспертов утверждают, что уже в ближайшем будущем человечество столкнется с кардинальной сменой экономического и общественного уклада. Эти изменения случатся под влиянием ускоренного развития технологий и сопутствующих социальных изменений.
Мы не знаем – кем станут наши дети, но что мы точно знаем, это то, что более 65% сегодняшних первоклассников будут работать по профессиям, которых сегодня еще не существует.
Многие из задач, выполняемых сейчас работниками в различных секторах экономики, будут автоматизированы или исчезнут в связи с изменением способа организации общества.
Для новой экономики потребуются специалисты нового типа. Перед ними будут стоять задачи, которые потребуют творческого подхода и готовности к сотрудничеству с другими людьми и с системами искусственного интеллекта. Будет меняться сам подход к работе. Вместо привычной сейчас линейной карьеры в одной профессии человек будет заниматься реализацией своего призвания, меняя конкретную деятельность.
В ходе экспертных сессий Global Education Futures и Future Skills выделили и верифицировали ряд трендов, оказывающих существенное влияние на все секторы экономики и определяющих то, как будет выглядеть рабочий процесс в обозримом будущем.
Какие же современные тренды влияют на потребность формировать другие навыки?
Технологические тренды
Цифровизация всех сфер жизни
Оцифрованных данных становится больше, интернет становится доступнее, а технологии цифровизации осваивают всё новые области человеческой деятельности.
Автоматизация - развитие автономных систем, способных на сложные физические и когнитивные действия, трансформирует роль человеческого труда во всех секторах экономики. Кто из вас смотрел видео с роботом Софией? На сегодняшний день – это уже далеко не самый совершенный робот.
Социальные тренды
Увеличение продолжительности жизни
По существующим данным – рост продолжительности жизни к 2030 году составит +7 лет в среднем по миру, и речь об активной жизни с активным участием в ней.
Возрастание роли женщин в экономике
Женщины раньше выходят на работу из декрета и более успешно реализуются в карьере – что оказывает огромное влияние на экономику в целом и на модель семьи и воспитания детей и роли мамы.
Новая модель детства
Дети растут в быстро меняющемся мире, который не всегда понятен самим взрослым. Все сложнее говорить об отдельном периоде «подготовки ко взрослой жизни», так как в большинстве сфер жизни потребуется постоянно учиться и переучиваться. Новое поколение оказывается в выигрышном положении, так как для них многие технологии — привычная часть мира, в котором они родились.
Техно-социальные
Глобализация (экономическая, технологическая и культурная)
Производственные цепочки, потребительские товары, научные знания и культурные коды возникают и существуют в сверхсвязном мире, где усиливается роль транснационального сотрудничества.
Экологизация
Растущие внимание к экологии у потребителей и производителей сопровождается преобразованием самого понятия экологичности и широким распространением экологических метафор в бизнесе.
Исходя из этих трендов, становится очевидным, что от новых людей будущего будут требоваться:
- знание «где быстро получить ответ на 1000 вопросов», чем точное знание ответа на 10 вопросов
- умение быстро переквалифицироваться, чем 15-летний стаж работы по специальности
- умение быстро решать много задач нестандартными методами
В последние годы ведущие исследовательские институты по всему миру работали над выработкой новой модели компетенции для сегодняшних детей, и эти модели лягут в основу разработки и трансформации образовательных систем и программ по всему миру. Где-то раньше (Финляндия, Сингапур), где-то позже, но все страны всего мира к этому придут.
Обратимся сначала к модели компетенций «текущей» (уже теперь прошлой и неактуальной): мы видим, что основой является обладание специализированными навыками, которые определяют ценность человека.
Что можно сказать об изменившейся модели?
-большее внимание уделяется личным качествам. И эти качества теперь становятся не "данностью", а именно развиваемыми навыками и компетенциями, которые можно и нужно развивать. Речь об уверенности в себе, способности ставить и достигать цели, умении получать удовольствие от результата и от процесса.
-все "специализированные" знания и навыки уходят не на 2-ой, а на 4-ый план, потому как потребность уметь делать что-то специфичное будет появляться и исчезать очень часто.
-выделяют 4 ключевых компетенции, которые необходимы всем и каждому. 4К: креативность, коммуникации, критическое мышление, командная работа.
По мнению экспертов, следующие навыки пригодятся детям в будущем.
Мы выходим за рамки конкретных профессий и описываем человеческие качества, которые никогда не отнимет никакой искусственный интеллект. Вопрос не в том, какими будут профессии будущего, а намного шире: какими навыками и качествами должен обладать человек будущего?
Не просто навыки, а метанавыки:
всю жизнь постоянно и самостоятельно учиться;
анализировать огромные объёмы информации;
управлять вниманием;
уметь верифицировать информацию.
В мире, где каждый день тонны информации атакуют мозг, этого будет недостаточно. Будут меняться не только события, но и смыслы. Что вчера было плохо, сегодня — уже хорошо.
Что вчера невозможно, сейчас реальность.
Психологи и психиатры считают, что для сохранения душевного равновесия необходимы опоры, чтобы что-то оставалось постоянным и неизменным, давало ощущение безопасности.
Нашим детям понадобятся не только навыки, но и качества человека будущего:
умение справляться со стрессом;
умение адаптироваться к переменам;
умение опираться на себя, верить в свои силы и иметь базовое доверие к жизни.
авторизуйтесь