Введение
Развитие речи и языка - сложные жизненные навыки. Тем не менее, дети понимают слова и целые предложения задолго до того, как они смогут говорить. Интерес вызывает то, что дети в возрасте до десяти месяцев могут изучать несколько языков.
Однако взрослым труднее управлять грамматикой и диалектами новых языков, так как они привыкли к звукам и кодам своего родного языка.
Стимул общаться очень важен. У малышей развивается много разных способов самовыражения, прежде чем они произносят свои первые слова. Язык тела - один из способов общения между детьми перед развитием речи. Некоторые исследования показали, что обучение младенцев языку тела улучшает общение и позволяет им лучше понимать язык в целом.
Родители обычно чувствуют себя на седьмом небе от счастья, когда их дети пользуются языком тела, чтобы указать на необходимость смены подгузника, появление жажды, голода, усталость или боль.
Способность развития языка возрастает в младенчестве постепенно, от простого к сложному. Например, новорождённый общается с помощью зрительного контакта, языка тела, движений рта и разных звуков. К трём месяцам ребёнок может читать по губам и различать звуки речи. У детей также развивается восхитительный «словарный» запас: бульканье, вздохи и бормотание. К шести месяцам они могут создавать повторяющиеся слоги, например, «да-да-да». К концу первого года жизни некоторые дети овладевают способностью сказать несколько простых слов. Несмотря на то, что все дети проходят одни и те же стадии развития языка, каждый ребёнок учится в разных темпах. Некоторые произносят свои первые слова через десять месяцев, а другие заговаривают через 20 месяцев или намного позже.
Развитие мозговых путей, наследственность, развитие голосового аппарата, способность слышать, качество ухода и широкие возможности взаимодействия в социальном плане с другими людьми влияют на развитие речи и языка. У детей с более слабыми вербальными навыками гораздо чаще возникают трудности с освоением грамоты, когда они начинают ходить в школу, чем у тех, кому в ранние годы были предоставлены обширные возможности. Поэтому очень важно с самого начала обеспечить богатую языковую среду.
В этой статье приводится краткое описание психических и социальных процессов, связанных с развитием речи и языка с рождения до конца первого года жизни ребёнка. Также рекомендуется проводить мероприятия в домашней обстановке или в дневное время
Двуязычные дети
Самая интересная и уникальная особенность развития языка заключается в том, что до десяти месяцев младенцы не испытывают затруднений в выборе звуков речи во всем диапазоне человеческих языков. Они могут декодировать другой язык на основе ритмов, ударений и интонаций своего языка и даже различать отдельные звуки другого языка, чего не могут взрослые. Только после нескольких месяцев постоянного нахождения в контакте с конкретным языком дети, похоже, теряют способность различать их от своего родного языка. Поэтому чем раньше дети вступят в контакт с разными языками, тем легче им будет их изучать!
Язык жестов
Жесты - интригующий и замечательный инструмент для развития языка. Родители автоматически вступают в зрительный контакт, говорят медленно и позволяют ребёнку отвечать, что способствует отличному взаимодействию.
Родители, как правило, очень хорошо разбираются в рудиментарных жестах руками и действиях своего ребёнка, что впоследствии создаёт предпосылки для более глубокого развития вербального взаимодействия. Жесты также позволяют родителям более эффективно общаться с ребёнком, а ребёнок испытывает меньше разочарований при выражении своих потребностей. Дети. слушающие чужую речь и пользующиеся языком жестов, становятся двуязычными и могут легко переключаться с одной системы на другую.
Исследования показали, что дети, рождённые глухими родителями, изучают язык жестов подобно разговорной речи.
Глухие родители могут использовать поднятые руки и мимику лица для передачи смысла. В свою очередь, младенцы используют ряд форм и движений рук, постепенно сужая их до осмысленных знаков, используемых их родителями. Интерес вызывает тот факт, что глухие дети, рождённые у слышащих родителей, развивают собственный язык жестов для выражения своих потребностей.
Показывание пальцем, размахивание руками и хлопанье в ладоши - специальные формы социальной коммуникации, которые позволяют ребёнку передать конкретное желание. Например, дети только показывают пальцем, когда кто-то рядом, чтобы забрать объект и передать его им. Они никогда не показывают пальцем, когда они одни. Размахивание и хлопанье в ладоши - социальные сигналы, которые указывают на то, что достигнуты определённые уровни понимания.
От плача до разговора
Плач
Стимул общаться очень важен. У малышей развивается много разных способов самовыражения, прежде чем они произносят свои первые слова. Плач - первая и наиболее эффективная форма общения. Новорождённые быстро понимают, что плач помогает получить еду или уют. Плач каждого ребёнка уникален. Отличается его ритм, интенсивность и подача. Тип плача может вызвать определённые физиологические реакции у родителя. Это может объяснить, почему родители часто воспринимают плач от голода и боли, как более стрессовый, чем плач от разочарования и скуки. Например, плач от голода часто очень ритмичен, плач от неудобства может быть более интенсивным, а плач от скуки может останавливаться и начинаться вновь. В ответ родители реагируют кормлением, объятьями или игрой с ребёнком. При этом, ребёнок понимает, что общение с родителем прошло успешно.
Сюсюканье
Родители инстинктивно разговаривают со своими детьми и соответствующим образом корректируют свою речь. Стиль речи, включающий в себя использование высоких звуков с удлинением гласных (например, «малыыыш»), часто упоминается в качестве детского разговора или «сюсюканья».
Другие функции включают жесты с поднятием рук или использованием мимики лица, а также коротких простых предложений, которые соответствуют уровню понимания ребенка. Исследования показали, что особые качества сюсюканья могут ускорить начальные этапы развития языка
Разговор по очереди
Разговор по очереди - фундаментальное продвижение в общении между ребёнком и родителем. Оно наиболее заметно во время таких интимных моментов, как кормление, объятия и смена подгузника. Например, ребёнок бормочет, а родитель отвечает восторженными возгласами и движениями тела.
Интерес вызывает тот факт, что ребёнок активно изучает соотношение звуков и движений рта и постепенно учится ожиданию определённых слов в ответ на конкретные ситуации. Это способствует началу сочетания слов с конкретными объектами или событиями, например, кормление или объятия, а также закладывает основу для будущих социальных взаимодействий.
Бормотание
Младенцы экспериментируют со своими языками, зубами, нёбом и голосовыми связями для производства всевозможных смешных шумов. Однако, бормотание, использование таких удлинённых звуков, как «дада» и «на-на», помогает составлять первые слова, которые дети используют для начала разговора. Для бормотания дети должны сделать движения нижней челюсти и выпрямить язык в передней части рта, что они обычно делают при кормлении. Семьдесят процентов звуков, произведённых младенцами со всего мира, производятся с использованием этих естественных движений, хотя спектр звуков постепенно уменьшается до уровня родного языка.
Первые слова
Младенцы (и люди в целом) производят широкий спектр звуков, важных для речи. Это связано с тем, что у них есть речевой тракт, состоящий из двух связанных трубочек, которые обеспечивают гораздо больший спектр звуков, чем у млекопитающих, имеющих одну трубочку. Однако создание первого узнаваемого слова требует много практики и обучения.
Младенцы должны контролировать своё дыхание, форму рта и мышцы, ответственные за производство различимых звуков. Увеличение словарного запаса также играет определённую роль в развитии речи. Первые слова обычно связаны с контекстом; результатом опыта взаимодействия с любимыми объектами или людьми, которые наиболее знакомы.
Положительная реакция родителя дают ребёнку уверенность в том, что нужно повторять слова снова и снова. Примерно, к 12 месяцам большинство младенцев могут сказать одно или два осмысленных слова и выполнять простые команды, например. «Дай мне свою бутылочку» или «Не трогай!». Они также понимают простые вопросы и могут указать на несколько частей тела, когда их спросят. Несмотря на то, что первые слова они могут сказать в любое время после десяти месяцев, выбор времени очень отличается у отдельных младенцев.
Многое зависит от зрелости мозга, контроля над голосовым аппаратом и сложных социальных взаимодействий между ребёнком и взрослыми вокруг него.
Развитие языковых путей
Эксперименты по анализу мозга показали, что обе стороны мозга активно участвуют в овладении языком, но с рождения левое полушарие играет ведущую роль в обработке языка и речи. Левая сторона также специализируется на распознавании символов (например, букв алфавита) и расположении букв в словах. Правое полушарие отвечает за акцент и интонации, контекст и смысл. Очевидно, что языковые пути развиваются постепенно в первый год жизни ребёнка. Мозг также лучше всего способен воспринимать любой язык в первый год жизни.
Язык также имеет важное значение для управления артикуляцией, хотя проблемы (например, слишком плотные складки под языком) обычно не связаны с задержкой развития речи. Однако осознание звуков играет важную роль в развитии речи и языка. Младенцы особенно чувствительны к резонансным частотам речи, поэтому они могут различать разные звуки, составляющие человеческий язык. Дети, хорошо выполняющие поставленные задачи, становятся успешными читателями и писателями, а дети, которые сопротивляются, этого не делают. Поэтому очень важно проверять способность ребёнка слышать и обращать внимание на инфекции уха, особенно если они случаются часто.
Идеи для обеспечения активности
Способ, которым взрослый общается и взаимодействует с ребёнком, определяет путь развития языка в будущем.
Снижение социального взаимодействия между родителем и ребёнком может привести к задержке развития языка и проблемам чтения и письма, когда ребенок пойдёт в школу.
Родители и практикующие врачи могут помочь младенцам развить навыки речи и языка во время обычной игровой деятельности, без дополнительного времени в день. Также есть много забавных вещей, которые нужно делать во время запланированных игр. Вот несколько идей:
• Разговаривать с ребёнком во время таких повседневных занятий, как кормление, купание и смена подгузника.
• Слушать звуки, которые делают дети, и отвечать поощрительными словами, чтобы они знали, что Вы слушаете.
• Использовать простую речь, которой детям легко подражать и давать им время среагировать.
• Использовать сюсюканье для поощрения двустороннего взаимодействия.
• Привлекать внимание к объектам и произносить их названия.
• Производить звуки животных - дети любят их!
• Петь колыбельные песни и детские стишки для ввода новых слов, поощрять навыки слушателя и регулярно повторять их.
• Играть в игры со сменой хода с использованием таких знаков или действий, как «Ладушки» и «Ку-ку», а также демонстрировать удовольствие от реакции ребёнка.
• Читать и перечитывать книги с картинками и сюжетом, концентрируя внимание на звуках и рифмах.
• Показывать детям большие картинки, называть и описывать их
• Хвалить ребёнка за правильно использованные слова.
Библиография
Дей, Л. (2008). Ранние признаки жизни. Early Years Educator 10 (6): стр. 57-59.
Дей, Л. (2008). Правила развития языка. Early Years Educator 9 (12): стр. 20-22.
www.babysensory.com
авторизуйтесь