Добавьте драмы!
Как театр помогает детям учиться и развивать социальные навыки
Современный мир перенасыщен контентом: в день человек «переваривает» 100500 слов и около 85 минут видео. При таком изобилии данных стандартные методики обучения перестают работать. Детям важны не просто знания, им нужна высокая эмоциональная вовлеченность и интерактив. Именно тут на помощь приходит театральная педагогика – метод, который позволяет ребенку усвоить материал, влюбиться в науки и «прокачать» социальные навыки.
Что такое театральная педагогика
Это не то, о чем вы наверняка подумали. «Театральная педагогика имеет очень косвенное отношение к театрализации, – поясняет преподаватель, театровед, одна из популяризаторов методики Александра Никитина. – Она просто терпеть не может маски, костюмы и репетиции в качестве общих и ежедневных практик. Это, скорее, история про самоощущение, умение слышать и выражать себя в образной форме».
Особенности методики в том, что она вовлекает детей интеллектуально, физически и эмоционально. Здесь много спонтанности и игрового взаимодействия: дети сочиняют сюжеты и разыгрывают сцены, продумывают оформление и создают композиции. «Телесное» вовлечение в процесс, порождает любопытство и, как следствие, погружение в предмет. Эмоциональная значимость и личностное проживание дают лучший результат – интерес к изучаемому предмету.
Театральная педагогическая практика построена на принципах событийности, проживания, личного творческого действия и импровизации.
Событийность: занятие призвано менять картину мира ребенка. В основе урока – событие, о которое участники не знали ранее. Проживая его, дети получают опыт и развиваются.
Принцип проживания: в традиционных образовательных методиках приобретенные знания и навыки – результат принятия внешних условий. В театральной педагогике – открытия идут через личностные переживания.
Личное творческое действие – образование построено на процессе самовыражения.
Импровизация: спонтанность и непосредственность позволяет раскрыть потенциал ребенка, преодолеть психологические барьеры.
Урок в театральной педагогике условно делится на три «акта»: разогрев коллектива, введение в тему и создание особого настроя. Далее следует точка кульминации или театральное действие. Итогом занятия становятся коллективные выводы и обретение личных смыслов.
Не все преподаватели готовы принять этот метод. Кто-то боится потерять контроль над учениками или не пройти учебный план. Кто-то считает, что театральная педагогика применима лишь в гуманитарных дисциплинах. Хотя метод может быть интегрирован в любые программы, от физики до экономики, использоваться в обучении людей любого возраста.
.
Где применялся драматический метод?
В Прусской армии его использовали при наборе офицеров. Оказалось, что военные, даже с блестящим послужным списком, не обладали стратегическими навыками. Для отбора офицеров стали … моделировать бои. В дальнейшем элементы драмы в подборе и обучении персонала использовали American Telephone and Telegraph и НАСА.
Этот инструмент позволяет детям вместе работать над проектом, рассматривать проблемы с разных точек зрения и получать новые знания. Но главное преимущество театральной педагогики – создание безопасного пространства, в котором можно проговорить любые темы, выразить мысли и быть услышанным. «Когда ученик приходит на такие занятия, он перестает быть так бесконечно одинок, как тот, кто потом выходит из дома с автоматом, – говорит Александра Никитина. – Он понимает, что интересен, что он здесь нужен».
Где попробовать?
В онлайн-школе CityKids есть собственный курс, посвященный театру. Эта программа позволяет погрузиться в мир кукольных постановок, научиться готовить и ставить спектакли. Здесь есть теория, рекомендации и советы для мамы, а также практическая часть для всех. Дети познакомятся с разными видами кукол, узнают тонкости пластики и поставят собственный спектакль. Такая практика способствует развитию воображения и увеличению словарного запаса, тренирует память и повышает самооценку.
Роль педагога
В отличие от традиционных методик преподавания, театральная практика требует от педагога полной вовлеченности и отдачи. Недостаточно просто зачитать материал перед аудиторией и раздать домашнее задание.
Педагог ведет дискуссию, высказывает противоречивые точки зрения, побуждая детей к размышлению и обсуждению. Он должен играть сам, перевоплощаясь в героев. «Роль может быть очень простой, чтобы передать ключевые отношения и эмоции определенного персонажа, – пишет в книге «Обучение через драму в начальной школе» Дэвид Фармер. – Большинству детей не потребуется много времени, чтобы поверить в вашего персонажа, хотя использование символов или части костюма прояснит, когда вы вступаете в роль и выходите из нее: “Когда я надену этот шарф, я буду Анной Франк”».
Задача учителя – выбрать тему, которая точно заинтересует детей. Найти даже в самом «скучном» предмете метафору, что раззадорит любопытство. Создавать игровые образы, которые помогут объяснить материал. А главное – объединять детей для общей работы, формировать пространство для живого общения. «Мастерство взрослого-фасилитатора состоит в том, чтобы создать безопасную среду, в которой каждый хочет поделиться своими мыслями», – считает Лаура Сидони, директор театра Tots, который ставит спектакли для ребят с особыми потребностями.
Польза метода
Театральная педагогика не просто учит учиться или высказывать свое мнение. Она развивает эмоциональную сферу и прокачивает социальные умения. Вот только несколько навыков, которые тренирует метод.
✅Критическое мышление/навык решения проблем
Во время занятия дети из пассивных слушателей превращаются в активных участников процесса. Им приходится продумывать оформление, проживать новый опыт и искать ответы. «Драматическое искусство является важным средством стимулирования творчества в решении проблем, – считает театральный режиссер и художник-педагог Мэтт Бьюкенен. – Это может бросить вызов восприятию учащимися своего мира и самих себя… дать выход для эмоций, мыслей и мечтаний, которые в противном случае у них не было бы возможности выразить».
✅Коммуникативные способности
Театральная педагогика учит искусству публичных выступлений. Даже игра перед небольшим и знакомым коллективом позволяет избавиться от страха перед сценой и психологических зажимов. Кроме того, в процессе импровизации дети учатся общаться и «считывать» чувства других. Ведь во время выступлений им приходится не просто слышать слова, но и понимать эмоции, которые хотел передать актер.
✅Навыки сотрудничества
Маленьким детям сложно дается совместная работа. Но в театральной практике результат зависит от усилий каждого участника процесса, что позволяет развивать навыки кооперации и сотрудничества.
✅Креативность
В театральной педагогике практикуется принцип спонтанности. Дети много размышляют, учатся строить причинно-следственные связи, генерировать собственные идеи и обрабатывать чужие.
.
Театральная педагогика позволяет дать то, что сложно найти в традиционных образовательных методиках. «Точка интереса» пробуждает в детях мотивацию, создает эмоциональный настрой, позволяет проявить творческую инициативу. Дети вовлекаются в процесс и незаметно для себя влюбляются в науки. А учение из «мучения» превращается в удивительный процесс интеллектуальных и эмоциональных открытий.
.
авторизуйтесь