Под контролем
Как стиль родительского воспитания влияет на развитие социальных навыков ребенка
Каждому родителю хочется назвать себя хорошим: ведь мы стараемся дать ребенку лучшее! Но исследования показывают: не все наши старания одинаково полезны для формирования личности ребенка. Рассказываем, как стиль воспитания родителей влияет на будущее детей и развитие социальных навыков.
.
Что такое стиль воспитания?
Под этим термином принято понимать «модель отношения родителей к ребенку. Это средства, методы педагогического воздействия, манера словесного обращения и взаимодействия с детьми».
Основоположницей классификации стилей родительского воспитания считают американского психолога Диану Баумринд. В 1960-х годах она провела исследование, в котором участвовали более 100 семей с детьми–дошкольниками. Опираясь на зрелость требований, контроль, коммуникативность и образовательный эффект, психолог сформулировала три основных типа воспитания – демократический, авторитарный и либеральный. Позднее классификацию дополнили пренебрегающий (или индифферентный) и гиперопекающий стили.
Тип воспитания формирует личность, а также влияет на развитие социальных навыков – тех самых умений, благодаря которым ребенок сможет адатироваться в обществе, добиться успехов в профессиональной сфере и построить личные отношения.
Рассказываем, как модель отношения в семье помогает (или мешает) ребенку в дальнейшей жизни.
Авторитарный стиль
«Потому что я так сказал!» – самое простое и понятное описание этого типа взаимоотношений родителей и детей. Для авторитарного стиля характерны жесткие правила и наказания (вплоть до физических) за их нарушения.
Родители создают «удобных» детей. Предъявляют ребенку строгие требования, не давая взамен эмоциональной близости. Взрослые не допускают самостоятельности, практикуют принуждение и беспрекословное подчинение. «Такие родители ориентированы на послушание, – писала Диана Баумринд, – и ожидают, что их приказы будут исполняться, без объяснения причин».
.
Ярким примером авторитарного стиля воспитания служит Фрекен Бок из повести Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», а также мачех в сказках «Золушка» и «Морозко».
Как авторитарный стиль влияет на социальные навыки ребенка?
Ребенок в авторитарной семье растет послушным и исполнительным, он может показывать хорошие академические успехи. Но в основе его достижений – страх наказания. В дальнейшем этот эмоциональный процесс тормозит интеллектуальное развитие, детям сложно концентрироваться на новом материале, у них пропадает желание учиться. Ребенок становится безынициативным, с трудом адаптируется в новом коллективе, ему тяжело выполнять нестандартные задачи. «Слишком большой контроль и требовательность может ограничить возможности детей принимать решения самостоятельно», – считают психологи, философы Леа и Марк Борншейны.
При родителях такие дети кажутся идеальными. Однако становятся неуправляемыми, если исчезает угроза наказания.
Впоследствии дети, воспитанные в авторитарном стиле, вырастают либо робкими, неуверенными в себе, с заниженной самооценкой и подавленной волей, либо конфликтными, агрессивными, деспотичными и грубыми.
Либеральный стиль
Отношения в таких семьях строятся на принципе вседозволенности и заниженных требованиях. Либеральные родители заботливы и внимательны, у них тесная связь с детьми. Они дают ребенку возможность проявить себя, открыть способности, поддерживают его начинания. Родители оправдывают любые проступки («Это же ребенок!»), потакают в прихотях и капризах.
Либеральный стиль не предусматривает выстраивания границ, здесь нет правил, а дисциплина – редкость. Диана Баумринд подчеркивала, что родители такого типа «снисходительны, не требуют зрелого поведения, допускают значительную саморегуляцию и избегают конфронтации».
При этом взрослые сами часто безвольны и непоследовательны – дети не считают нужным к ним прислушиваться.
Как либеральный стиль влияет на социальные навыки ребенка?
Дети, растущие в обстановке вседозволенности, подвержены психологическим проблемам. Отсутствие правил и последовательности влечет фобии и депрессии, им сложно выстраивать границы, налаживать коммуникацию со сверстниками и работать в коллективе.
В детстве их не учат регулировать эмоции, а во взрослом возрасте они не умеют справляться со стрессовыми ситуациями.
У детей, воспитанных в либеральном стиле, может быть низкая успеваемость, так как родители предъявляют им мало требований. Из-за отсутствия границ ребенок может испытывать трудность с планированием, принятием решений. Этот стиль воспитания порождает склонность к зависимостям: чрезмерному увлечением телевизором, компьютером и т.д.
Одно из исследований показало, что такой стиль воспитания имеет корреляцию с алкогольной зависимостью среди подростков. Молодые люди с либеральными родителями пили в три раза чаще остальных сверстников. Исследователи полагают, что этот либеральный тип может быть связан с другими зависимостями, например, употреблением наркотиков.
Пренебрегающий (индифферентный) стиль
Чаще всего такой тип можно наблюдать в неблагополучных семьях, там, где нет крепких отношений. Задача родителей сводится к удовлетворению базовых потребностей ребенка, к обеспечению его едой и кровом.
Ребенок предоставлен сам себе, его жизнь не представляет никакого интереса для взрослых. Пренебрегающий стиль характерен не только для асоциальных семей. Подобный тип воспитания встречается у родителей, поглощенных работой или личной жизнью.
Как пренебрегающий стиль влияет на социальные навыки ребенка?
Дети растут тревожными, агрессивными и замкнутыми. Им сложно строить отношения, они не адаптированы к жизни в социуме. Из-за отсутствия эмоциональной связи с родителями, в дальнейшем у них могут возникать трудности с формированием привязанностей.
Дети отстраненных родителей испытывают стресс без поддержки взрослых, у них повышен риск развития зависимостей и вредных привычек. Из-за отсутствия границ в доме им сложно соблюдать правила в социуме, на них часто вешают ярлык «трудный ребенок».
Гиперопекающий стиль семейного воспитания
При таком типе воспитания родителей слишком много в жизни ребенка. Они постоянно рядом, заботятся, охраняют, действуют вместо него. Мамы и папы навешивают на детей свои страхи («не прыгай – упадешь», «не забирайся на горку, это опасно!»), что тормозит развитие физических навыков.
Родители опекают, тревожатся о здоровье малыша и продолжают заботиться о нем, даже когда ребенок в состоянии построить собственную семью.
Наблюдать гиперопеку можно в мультфильме «Бременские музыканты», в сериале «Притворство».
Как гиперопекающий стиль влияет на социальные навыки ребенка?
По мнению исследователей, он «негативно влияет на психосоциальную зрелость, не позволяет детям стать самодостаточными. Чрезмерная защита родителей влияет на успех детей в школе и адаптацию к школе».
Гиперопека лишает ребенка самостоятельности, подавляет волю и желания. Родители, сами того не подозревая, тормозят в детях инициативность, настойчивость в достижении целей, трудолюбия. Ребенок растет беспомощным и инфантильным, он неуверен в себе, у него нет опыта решения задач. Такие дети бывают плаксивыми и тревожными.
В подростковом возрасте, чтобы вырваться из-под родительского контроля, дети идут на обман и хитрости. Ложь становится оружием в установлении личных границ и сепарации.
Во взрослом возрасте дети, выросшие в гиперопеке, либо стремятся к отчуждению, иногда насовсем прерывая отношения с родителями, либо вырастают в безвольных, инфантильных взрослых.
Авторитетный (демократический) стиль
Как и во авторитарном типе, для этого стиля характерны правила и принципы, которые родители устанавливают для детей. Однако здесь взрослые дают ребенку тепло и близость, заботятся и чаще прощают, нежели наказывают. «Дисциплинарные методы (родителей) носят скорее поддерживающий, чем карательный характер, – писала Диана Баурминд. – Они хотят, чтобы их дети были напористыми, а также социально-ответственными и самоуверенными, склонными к кооперации». При демократическом стиле воспитания поощряется инициатива, взрослые прислушиваются к желаниям ребенка и его потребностям, между ними устанавливается прочная связь. Дети в таких семьях имеют голос при обсуждении семейных проблем, рано проявляют самостоятельность и личную ответственность. Они уверены в своих силах, умеют строить отношения и соблюдать правила.
Демократичный стиль воспитания показан в мультфильме «Король Лев», в книге «Убить пересмешника» Харпер Ли, где мисс Моди общалась с детьми на равных.
Как авторитетный стиль влияет на социальные навыки ребенка?
Психологи считают этот тип наиболее гармоничным, ведь «баланс между отзывчивостью и ориентацией на задачу и авторитетным стилем имеет тенденцию к повышению социальной компетентности у детей».
Такие дети растут любознательными, самостоятельными, показывают хорошую академическую успеваемость, умеют строить отношения в коллективе. Они уверены в себе, умеют контролировать желания и часто добиваются успехов в жизни.
Леа и Марка Борнштейны подчеркивают, что «дети авторитетных родителей обладают большей компетентностью в ранних отношениях со сверстниками, редко употребляют наркотики в подростковом возрасте и обладают более высоким эмоциональным благополучием в молодом возрасте».
Исследователи считают, что стиль воспитания во много зависит от истории самих родителей, культурных особенностей страны и социального давления. К примеру, в азиатских семьях распространен авторитарный метод – это одна из причин высокой академической успеваемости и спортивных достижений в Китае.
К тому же в реальной жизни, к счастью (или к сожалению), редко встречается тип воспитания в чистом виде. Возможно, папа практикует авторитарный метод, а мама старается быть авторитетной. Со временем, под влиянием экспертных мнений, новых знаний или других причин, родители меняют модель поведения и обращения с ребенком. Это дает возможность расти самим взрослым, а также помогает развиваться и нарабатывать социальные навыки детям.
авторизуйтесь