Тоддлер старт
Поймать за язык
Этапы развития речи ребенка, от плача до стихов
«Господи, да когда же ты начнешь с нами общаться, — вздыхает мама, глядя на сына. Малыш улыбается и протягивает ей пирамидку. — Ариша в твоем возрасте уже болтала, а ты только “ма, да ба”».
Умение общаться рождается раньше слов. Поначалу малыш обходится мимикой, жестами, плачем, постепенно усовершенствуя свои инструменты коммуникации...
Редакция СитиКидс рассказывает о развитии речи и о том, как родители могут помочь ребенку заговорить на «взрослом» языке.
Этапы развития речи
Умение говорить — один из самых сложных процессов, который предстоит освоить малышу. Каждый ребенок проходит его в собственном ритме, ведь становление речи связано с развитием мозговых путей и голосового аппарата, наследственностью, способностью слышать, социальных условий и общения с другими. И тем не менее, ученые выделяют несколько основных этапов.
Плач и крик
Общение ребенка с миром начинается с первого дня появления на свет. Главные инструменты — плач и крик — обеспечивают его теплом, едой и сном. И уже очень скоро взрослые начинают разбираться в «тональности» крика ребенка.
Так, специалист по раннему развитию доктор Лин Дэй полагает, что плач от голода «часто ритмичен, от неудобства может быть более интенсивным, а от скуки — останавливаться и начинаться вновь».
Ученые из Испании еще в 2013 году даже составили свой «словарь» детского крика. Согласно исследованию, опубликованному в Spanish Journal of Psychology, для огорчения характерен плач с увеличивающейся динамикой и силой. Если же малыш кричит от страха или боли, интенсивность звука не меняется.
Специалист по нейроинформатике из Калифорнийского университета (США) и мама Ариана Андерсон в 2018 году создала приложение Chatterbaby, которое «переводит» детский крик на английский. Запас «выражений» довольно ограниченный, однако программа помогает отличить голодный плач от недовольного.
Еще одна амбициозная цель Chatterbaby — научиться диагностировать ранний аутизм по крику. По мнению исследователя Стивена Шейнкопфа, в акустических характеристиках плача есть сильные неврологические подсказки, которые благодаря специальному оборудованию можно визуализировать и оценить. В будущем это позволит на ранней стадии диагностировать расстройства аутического спектра.
Бормотание и гуление
К двум-трем месяцам жизни запас самовыражения младенца пополняется другими средствами — улыбкой и звуками. Дети экспериментируют с языком, зубами, голосовыми связками и небом — первыми появляются «а-а-а», «гу-у-у», «а-бм», «бу», и т.д. Это самые простые для произношения звуки, связанные с процессом глотания и сосания.
К четырем месяцам малыши осваивают более сложные сочетания, например, «гн-агн», «рн», «кхн» и т.д. К шести месяцам — могут создавать повторяющиеся слоги.
Дети всего мира гулят одинаково. Известно, что семьдесят процентов звуков, произведенных младенцами, создаются с использованием естественных движений, однако к восьми месяцам их спектр постепенно угасает до уровня родного языка.
Лепет
Следом за гулением рождается лепет, или произведение слоговых сочетаний. Этот процесс, как правило, запускается на шестом-седьмом месяце жизни.
В такой период очень важно следить за малышом: при речевых, когнитивных или слуховых нарушениях гуление и лепет затихает.
В возрасте 7-12 месяцев ребенок повторяет лепетные цепи, оттачивая речевой аппарат и слушая себя. Постепенно появляются лепетные слова, например, «ма-ма», «да-да» или «би-би», приближенные по звучанию ко «взрослому» языку. Часть из них, например, дядя, мама, папа даже вошли в нашу речь, другие — ам-ам, ав-ав и т.д. — остались в детском мире.
🙋🏻«А мой разговаривает! — иногда хвастаются родители. — Представляешь, ему всего 8 месяцев, а он уже говорит “мама”».
Как правило, в таком возрасте это только лепетные цепочки. Осознанные слова появится позже, к первому году жизни, когда «включается» зона воспроизведения речи в мозгу.
По мнению эксперта курса Toddler Start Светланы Карасевой, помочь наладить контакт с ребенком поможет «малышковый» язык жестов. «Важно регулярно что-то показывать, — говорит она, — практиковать жесты с рождения, сопровождая их голосом — это дает связку между слово и движением. Это помогает ребенку быстрее выразить свои желания и начать общаться со взрослым».
Первые слова
К 12 месяцам ребенок может говорить до десяти облегченных слов («мама», «папа», «дай», «на», «пить» и т.д.).
Такой прорыв требует от малыша долгих часов тренировок. Ему приходится контролировать дыхание и форму рта, напрягать различные мышцы, которые отвечают за производство тех или иных звуков. А главное — связывать слова с предметами и явлениями, которые они обозначают.
Новые навыки позволяют малышам понимать и выполнять простые команды вроде «помаши ручкой!» или «Не трогай!».
В это время могут проявиться и первые осознанные слова. Впрочем, все зависит от зрелости мозга, от умения управлять голосовым аппаратом, от качества общения малыша со взрослыми.
Вот, как выглядят самые популярные первые слова детей по всему миру:
- папа\баба
- дай
- ам-Ам
- на
- бо-бо
- би-би\ту-ту
- пи-пи
- да\не
Первые предложения
В два-три года малыш активно учится говорить. Он много слушает, пытается повторять за взрослыми, следит за тем, как именно они говорят.
Активный запас невелик: одно и то же слово может обозначать просьбу, действие или желание.
😊К примеру, «ЛЕП» в зависимости от ситуации может быть
— хлебом;
— требованием получить булку прямо сейчас;
— просьбой отправиться в магазин за хлебом;
К полутора годам активный запас слов малыша составляет 10-20 слов, а пассивный вырастает до трехсот. Речь пока еще нечеткая — понять малыша могут только самые близкие. Хотя не всегда справляются даже мамы и папы.
🙋🏻 «Моя двухлетняя дочь однажды сказала, что хочет “акапсин”. Целый вечер с мужем гадали, что это может быть — были варианты апельсина, аттракционов и даже мокасинов. Оказалось, дочь хотела в магазин».
Копалки, гляделки и прочие хотелки
К трем годам ребенок начинает использовать сложные предложения, его объяснения становятся понятны не только маме, но и окружающим.
Речь малыша превращается в творчество. Он не просто повторяет услышанное, а придумывает собственные слова, используя чувство ритма и законы родного языка. Так перчатки превращаются в “пальчатки”, палка — в “копалку”.
🙋🏻 «Мама, я хочу быть ЕДАктором, — говорит моя трехлетняя дочь. — Буду есть сыр, шоколад и клубнику».
из просторов Интернета
Cловотворчество
После трех лет речь ребенка все меньше напоминает «разговор иностранца» — слова в предложениях согласованы, дети правильно используют предлоги и союзы, «украшают» предложения наречиями и прилагательными.
🙋🏻 Вы можете услышать, как малыш при виде новой книги выдыхает «потрясающе» или «божественно», вызывая восторг окружающих.
К четырем годам словарный запас малыша может достигать 3-4 тысяч. Ребенок смело использует сложные конструкции, учится пересказывать, фантазировать и делится впечатлениями.
Как правило, становление речи малыша завершается к пяти годам.
Что важнее всего для овладения речью?
Как показывают многочисленные эксперименты, в этом процессе принимают участие оба полушария головного мозга, однако левое играет ведущую роль.
❗ Еще в начале XIX века французский врач Марк Дакс наблюдал около 40 больных, имевших речевые проблемы различной степени тяжести. Как оказалось, у всех пациентов были обнаружены повреждения левого полушария мозга. В 1836 году Дакс выступил с докладом. Он стал первым в мире, кто выявил "ответственность" левого полушария за управление речью.
Через тридцать лет выводы Дакса подтвердил антрополог и врач Поль Брока. Ученый полагал, что причиной нарушения речи может быть поражение в лобной доле левого полушария. Позднее этот участок мозга получил название зоны Брока.
Для развития речи имеет значение язык (он отвечает за артикуляцию) и слух. Специалисты советуют проверять способность ребенка слышать и обращать внимание на инфекции уха, особенно если они случаются часто
Могут ли взрослые повлиять на речь ребенка?
От того, как вы общаетесь с ребенком в первые годы жизни, во многом зависит, будут ли у него проблемы с произношением в дальнейшем, сложности с чтением и письмом в школе. Именно поэтому нам так важно уделять время навыкам развития речи с рождения малыша.
❗Вот, что советует доктор Лин Дэй родителям малышей:
• разговаривайте с детьми во время кормления, купания, смены подгузника и любых других занятий, читайте книги — все это позволяет сформировать пассивный словарный запас;
• слушайте звуки, которые издает ребенок, поощряйте их словами и жестами. Он должен знать, что вы обращаете на него внимание;
• используйте простую речь, которой легко подражать, делайте паузы, давая малышу возможность ответить;
• сюсюкайте с ребенком — это побуждает его к взаимодействию;
• привлекайте внимание малыша к предметам, комментируйте все, что видите;
• имитируйте звуки, которые издают животные. Дети обожают, когда родители показывают, как кричит кошка или собака;
• пойте колыбельные, рассказывайте детские стихи — это позволяет вводить в обиход новые слова, поощряет навыки слушателя;
• играйте в пальчиковые игры (например, «Ладушки» , «Сорока-ворона» и др.);
• читайте книги с картинками и сюжетом, концентрируйтесь на звуках и рифмах;
• хвалите малыша за правильно использованные слова.
❗ Запишитесь на наш курс курс Toddler Start для родителей детей 1-3 лет. Преподаватели дают теоретическую базу, проводят практические занятия, которые позволяют развивать физические навыки и когнитивные способности малышей, а также запускают речь.
Эксперты по раннему развитию уверены: с ребенком нужно общаться, даже если он пока не умеет говорить.
Малышу нужно объяснять, даже если он не всегда понимает ваших слов. Эмоциональное участие, поддержка взрослого позволяют детям развиваться и идти вперед.
Будьте чуточку терпеливее — очень скоро от “ма, да ба” ваши малыши перейдут к полноценной и понятной речи.
авторизуйтесь