Тоддлер старт
Поймать за язык
Этапы развития речи ребенка, от плача до стихов
«Господи, да когда же ты начнешь с нами общаться, — вздыхает мама, глядя на сына. Малыш улыбается и протягивает ей пирамидку. — Ариша в твоем возрасте уже болтала, а ты только “ма, да ба”».
Умение общаться рождается раньше слов. Поначалу малыш обходится мимикой, жестами, плачем, постепенно усовершенствуя свои инструменты коммуникации...
Редакция СитиКидс рассказывает о развитии речи и о том, как родители могут помочь ребенку заговорить на «взрослом» языке.
Этапы развития речи
Умение говорить — один из самых сложных процессов, который предстоит освоить малышу. Каждый ребенок проходит его в собственном ритме, ведь становление речи связано с развитием мозговых путей и голосового аппарата, наследственностью, способностью слышать, социальных условий и общения с другими. И тем не менее, ученые выделяют несколько основных этапов.
Плач и крик
Общение ребенка с миром начинается с первого дня появления на свет. Главные инструменты — плач и крик — обеспечивают его теплом, едой и сном. И уже очень скоро взрослые начинают разбираться в «тональности» крика ребенка.
Так, специалист по раннему развитию доктор Лин Дэй полагает, что плач от голода «часто ритмичен, от неудобства может быть более интенсивным, а от скуки — останавливаться и начинаться вновь».
Ученые из Испании еще в 2013 году даже составили свой «словарь» детского крика. Согласно исследованию, опубликованному в Spanish Journal of Psychology, для огорчения характерен плач с увеличивающейся динамикой и силой. Если же малыш кричит от страха или боли, интенсивность звука не меняется.
Специалист по нейроинформатике из Калифорнийского университета (США) и мама Ариана Андерсон в 2018 году создала приложение Chatterbaby, которое «переводит» детский крик на английский. Запас «выражений» довольно ограниченный, однако программа помогает отличить голодный плач от недовольного.
Еще одна амбициозная цель Chatterbaby — научиться диагностировать ранний аутизм по крику. По мнению исследователя Стивена Шейнкопфа, в акустических характеристиках плача есть сильные неврологические подсказки, которые благодаря специальному оборудованию можно визуализировать и оценить. В будущем это позволит на ранней стадии диагностировать расстройства аутического спектра.
Бормотание и гуление
К двум-трем месяцам жизни запас самовыражения младенца пополняется другими средствами — улыбкой и звуками. Дети экспериментируют с языком, зубами, голосовыми связками и небом — первыми появляются «а-а-а», «гу-у-у», «а-бм», «бу», и т.д. Это самые простые для произношения звуки, связанные с процессом глотания и сосания.
К четырем месяцам малыши осваивают более сложные сочетания, например, «гн-агн», «рн», «кхн» и т.д. К шести месяцам — могут создавать повторяющиеся слоги.
![](http://fs-thb02.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/de6e5e389083a426cdb596b9e0709c56.jpg/s/200x200/a/135950/sc/165)
Дети всего мира гулят одинаково. Известно, что семьдесят процентов звуков, произведенных младенцами, создаются с использованием естественных движений, однако к восьми месяцам их спектр постепенно угасает до уровня родного языка.
Лепет
Следом за гулением рождается лепет, или произведение слоговых сочетаний. Этот процесс, как правило, запускается на шестом-седьмом месяце жизни.
В такой период очень важно следить за малышом: при речевых, когнитивных или слуховых нарушениях гуление и лепет затихает.
В возрасте 7-12 месяцев ребенок повторяет лепетные цепи, оттачивая речевой аппарат и слушая себя. Постепенно появляются лепетные слова, например, «ма-ма», «да-да» или «би-би», приближенные по звучанию ко «взрослому» языку. Часть из них, например, дядя, мама, папа даже вошли в нашу речь, другие — ам-ам, ав-ав и т.д. — остались в детском мире.
🙋🏻«А мой разговаривает! — иногда хвастаются родители. — Представляешь, ему всего 8 месяцев, а он уже говорит “мама”».
Как правило, в таком возрасте это только лепетные цепочки. Осознанные слова появится позже, к первому году жизни, когда «включается» зона воспроизведения речи в мозгу.
По мнению эксперта курса Toddler Start Светланы Карасевой, помочь наладить контакт с ребенком поможет «малышковый» язык жестов. «Важно регулярно что-то показывать, — говорит она, — практиковать жесты с рождения, сопровождая их голосом — это дает связку между слово и движением. Это помогает ребенку быстрее выразить свои желания и начать общаться со взрослым».
Первые слова
К 12 месяцам ребенок может говорить до десяти облегченных слов («мама», «папа», «дай», «на», «пить» и т.д.).
Такой прорыв требует от малыша долгих часов тренировок. Ему приходится контролировать дыхание и форму рта, напрягать различные мышцы, которые отвечают за производство тех или иных звуков. А главное — связывать слова с предметами и явлениями, которые они обозначают.
Новые навыки позволяют малышам понимать и выполнять простые команды вроде «помаши ручкой!» или «Не трогай!».
В это время могут проявиться и первые осознанные слова. Впрочем, все зависит от зрелости мозга, от умения управлять голосовым аппаратом, от качества общения малыша со взрослыми.
![](http://fs-thb02.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/d62e5bd002ce1904477cd9f7ec47d217.jpg/s/200x200/a/135950/sc/196)
Вот, как выглядят самые популярные первые слова детей по всему миру:
- папа\баба
- дай
- ам-Ам
- на
- бо-бо
- би-би\ту-ту
- пи-пи
- да\не
Первые предложения
В два-три года малыш активно учится говорить. Он много слушает, пытается повторять за взрослыми, следит за тем, как именно они говорят.
Активный запас невелик: одно и то же слово может обозначать просьбу, действие или желание.
😊К примеру, «ЛЕП» в зависимости от ситуации может быть
— хлебом;
— требованием получить булку прямо сейчас;
— просьбой отправиться в магазин за хлебом;
К полутора годам активный запас слов малыша составляет 10-20 слов, а пассивный вырастает до трехсот. Речь пока еще нечеткая — понять малыша могут только самые близкие. Хотя не всегда справляются даже мамы и папы.
🙋🏻 «Моя двухлетняя дочь однажды сказала, что хочет “акапсин”. Целый вечер с мужем гадали, что это может быть — были варианты апельсина, аттракционов и даже мокасинов. Оказалось, дочь хотела в магазин».
![<p>
S&B Vonlanthen on Unsplash </p> <p>
S&B Vonlanthen on Unsplash </p>](http://fs-thb01.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/6e6758e1b01c0f189e9d83d08dceaffd.jpg/s/s1200x/a/135950/sc/351)
S&B Vonlanthen on Unsplash
Копалки, гляделки и прочие хотелки
К трем годам ребенок начинает использовать сложные предложения, его объяснения становятся понятны не только маме, но и окружающим.
Речь малыша превращается в творчество. Он не просто повторяет услышанное, а придумывает собственные слова, используя чувство ритма и законы родного языка. Так перчатки превращаются в “пальчатки”, палка — в “копалку”.
🙋🏻 «Мама, я хочу быть ЕДАктором, — говорит моя трехлетняя дочь. — Буду есть сыр, шоколад и клубнику».
из просторов Интернета
Cловотворчество
После трех лет речь ребенка все меньше напоминает «разговор иностранца» — слова в предложениях согласованы, дети правильно используют предлоги и союзы, «украшают» предложения наречиями и прилагательными.
🙋🏻 Вы можете услышать, как малыш при виде новой книги выдыхает «потрясающе» или «божественно», вызывая восторг окружающих.
К четырем годам словарный запас малыша может достигать 3-4 тысяч. Ребенок смело использует сложные конструкции, учится пересказывать, фантазировать и делится впечатлениями.
Как правило, становление речи малыша завершается к пяти годам.
![<p>
Anna Shvets: Pexels </p> <p>
Anna Shvets: Pexels </p>](http://fs-thb02.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/0ca9f90d9ffe8b4d371969940271155f.jpg/s/s1200x/a/135950/sc/119)
Anna Shvets: Pexels
Что важнее всего для овладения речью?
Как показывают многочисленные эксперименты, в этом процессе принимают участие оба полушария головного мозга, однако левое играет ведущую роль.
❗ Еще в начале XIX века французский врач Марк Дакс наблюдал около 40 больных, имевших речевые проблемы различной степени тяжести. Как оказалось, у всех пациентов были обнаружены повреждения левого полушария мозга. В 1836 году Дакс выступил с докладом. Он стал первым в мире, кто выявил "ответственность" левого полушария за управление речью.
Через тридцать лет выводы Дакса подтвердил антрополог и врач Поль Брока. Ученый полагал, что причиной нарушения речи может быть поражение в лобной доле левого полушария. Позднее этот участок мозга получил название зоны Брока.
Для развития речи имеет значение язык (он отвечает за артикуляцию) и слух. Специалисты советуют проверять способность ребенка слышать и обращать внимание на инфекции уха, особенно если они случаются часто
Могут ли взрослые повлиять на речь ребенка?
От того, как вы общаетесь с ребенком в первые годы жизни, во многом зависит, будут ли у него проблемы с произношением в дальнейшем, сложности с чтением и письмом в школе. Именно поэтому нам так важно уделять время навыкам развития речи с рождения малыша.
❗Вот, что советует доктор Лин Дэй родителям малышей:
• разговаривайте с детьми во время кормления, купания, смены подгузника и любых других занятий, читайте книги — все это позволяет сформировать пассивный словарный запас;
• слушайте звуки, которые издает ребенок, поощряйте их словами и жестами. Он должен знать, что вы обращаете на него внимание;
• используйте простую речь, которой легко подражать, делайте паузы, давая малышу возможность ответить;
• сюсюкайте с ребенком — это побуждает его к взаимодействию;
• привлекайте внимание малыша к предметам, комментируйте все, что видите;
• имитируйте звуки, которые издают животные. Дети обожают, когда родители показывают, как кричит кошка или собака;
• пойте колыбельные, рассказывайте детские стихи — это позволяет вводить в обиход новые слова, поощряет навыки слушателя;
• играйте в пальчиковые игры (например, «Ладушки» , «Сорока-ворона» и др.);
• читайте книги с картинками и сюжетом, концентрируйтесь на звуках и рифмах;
• хвалите малыша за правильно использованные слова.
❗ Запишитесь на наш курс курс Toddler Start для родителей детей 1-3 лет. Преподаватели дают теоретическую базу, проводят практические занятия, которые позволяют развивать физические навыки и когнитивные способности малышей, а также запускают речь.
Эксперты по раннему развитию уверены: с ребенком нужно общаться, даже если он пока не умеет говорить.
Малышу нужно объяснять, даже если он не всегда понимает ваших слов. Эмоциональное участие, поддержка взрослого позволяют детям развиваться и идти вперед.
Будьте чуточку терпеливее — очень скоро от “ма, да ба” ваши малыши перейдут к полноценной и понятной речи.
![<p>
Polina Tankilevitch: Pexels</p> <p>
Polina Tankilevitch: Pexels</p>](http://fs-thb03.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/10f17125b3e7c04bd2f8f6ba21c2bf79.jpg/s/s1200x/a/135950/sc/228)
Polina Tankilevitch: Pexels
авторизуйтесь