Взять нельзя подождать
Как исполнительные функции помогают детям контролировать свои действия и мысли
Помните знаменитый эксперимент с зефиркой? Тот самый, когда психолог оставлял ребенка один на один в комнате с аппетитным лакомством? Малышу обещали еще одно угощение, если он не съест зефирку и дождется доктора.
Почему одни дети могли следовать указаниям?
Почему другие съедали зефир, едва за психологом закрывалась дверь?
Оказывается, все дело в уровне исполнительных функций, которые позволяют человеку выходить за рамки привычного алгоритма действий, принимать нестандартные решения, а также противостоять сиюминутным желаниям и следовать инструкциям.
Такие навыки не являются врожденной суперспособностью – у каждого ребенка можно развить компетенции, которые помогут ему стать успешным в будущем.
Что такое исполнительные функции?
Под этим понятием психологи подразумевают «общий термин для когнитивных процессов, которые управляют другими когнитивными процессами, регулируют и контролируют их».
Исполнительные или как их иногда называют управленческие функции, помогают нам планировать и концентрироваться на важных моментах, запоминать инструкции и вычленять приоритетные направления, фильтровать отвлекающие факторы и контролировать импульсы. Они выступают в «роли буфера, позволяют обдумать имеющуюся на руках информацию, составить план поочередных действий и выбрать их дальнейшую последовательность».
Исполнительные функции «включаются» в нестандартных ситуациях, когда автоматическое поведение или интуиция не могут справиться с поставленными задачами.
Так, ученые Дональд Норман и Тим Шаллис выделяют пять типов обстоятельств, в которых нам нужны исполнительные функции:
✅ ситуации, требующие планирования и принятия решений;
✅ исправление ошибок или устранение неисправностей;
✅ незнакомая среда, в которой предстоит использовать иную последовательность действий;
✅ опасные или технически-сложные ситуации;
✅ события, требующие преодолений сильной привычной реакции или сопротивления искушению.
Другими словами, ИФ – своеобразное «операционное обеспечение» для достижения поставленных целей в нестандартных/стрессовых ситуациях. Высокий уровень исполнительных функций позволяет человеку успешно переключаться с задачи на задачу, выбирать приоритетные направления, следовать инструкциям и идти к далеким мечтам.
Из чего состоят исполнительные функции?
Исполнительные или управленческие функции так тесно связаны с остальными когнитивными процессами, что ученые часто включают в это понятие самые различные компоненты. Доктор психологических наук Ваня Лукова-Матанова и ее коллеги отмечают, что ИФ – «результат совместной скоординированной работы нескольких процессов, направленных на достижение цели посредством приспосабливания».
Некоторые ученые включают в их состав планирование и внимательность, другие добавляют креативность. Однако все сходятся во мнении, что базой исполнительных функций являются три компонента.
Самоконтроль или способность сопротивляться давлению, импульсам, поступать так, как нужно, а не хочется. Этот навык помогает детям концентрироваться на задачах, не отвлекаться на посторонние факторы, противостоять сиюминутным желаниям, соблюдать правила или действовать в соответствии с далекими целями (например, отказаться от гаджета в пользу домашнего задания).
Рабочая память или умение усваивать информацию, необходимую для выполнения задачи, устанавливать связь между идеями и фактами.
Когнитивная гибкость или навык «подстраиваться» под обстоятельства, менять свое поведение, творчески мыслить, способность переключаться между различными целями, использовать воображение и нестандартный подход в решении задач.
Что дает высокий уровень исполнительных функций?
Лучше всего суть ИФ демонстрирует «тест с зефиркой», который был проведен почти полвека назад психологом Уолтером Мишелем.
Видео недоступно, обратитесь в администрацию школы
Тест показал, что дети с высоким уровнем исполнительных функций могли следовать заданной инструкции и дожидаться психолога. Другие, подчиняясь импульсу, съедали лакомство, которое лежало перед ними на столе.
Через много лет участников теста Мишеля исследовали с точки зрения адаптированности к жизни.
Как оказалось, люди, которые в детстве могли усваивать правила, выросли в успешных взрослых. У них была более высокооплачиваемая работа и лучшая должность, меньше проблем со здоровьем и вредных привычек.
«Зефирный» тест, как и многие другие эксперименты, доказывает, что развитие исполнительных функций в детстве оказывает огромное влияние на человека в дальнейшем, от академической успеваемости и высокого уровня эмоционального интеллекта до семейной гармонии и карьерного роста. Низкий уровень регуляторных функций ведет к социальным проблемам и преступности.
Как тренировать «суперспособности»?
Исполнительные функции развиваются на протяжении всей жизни, а их первые проявления можно заметить даже у младенцев. Как показывают исследования, навыки самоконтроля и умение запоминать информацию проявляются у детей уже в 7-12 месяцев.
В возрасте двух лет дети могут следовать устным правилам и инструкциям, в три года способны действовать осознанно, не поддаваясь на стимулы и импульсы.
В пять лет ребенок способен размышлять над собственными действиями, у него развивается когнитивная гибкость, умение планировать и действие целенаправленно. Малыш начинает поступать в соответствии с намерением, а не просто реагируя на окружающую среду.
Однако на полное формирование исполнительных функций требуется время. Это объясняется медленным созреванием префронтальной коры головного мозга, которая отвечает за развитие этих навыков.
На ИФ влияет не только возраст. Ученые пришли ко мнению, что нарушить их развитие могут длительные стрессовые ситуации, жестокое обращение с ребенком и стиль родительского воспитания. Демократический тип взаимоотношений, спокойная эмоциональная обстановка в семье укрепляют уверенность малыша в себе, ориентируют его на достижение успеха и, как следствие, способствуют высокому уровню исполнительных функций.
Для развития ИФ лучше всего подходит скаффолдинг или методика «строительных лесов». При поддержки родителей или других значимых взрослых ребенок сможет наработать необходимые навыки, чтобы затем применять их самостоятельно.
Теория «строительных лесов»: спасение утопающего – дело рук спасателя
Scaffolding или «строительные леса» – популярная техника обучения, впервые сформулированная психологами Джеромом Брунером, Дэвидом Вудом и Гейлом Россом.
Она основана на поддержке, благодаря которой в человеке развивается самостоятельность. При помощи опытного наставника ученик решает сложную задачу, с которой ему не справиться в одиночку. Но благодаря помощи он овладевает новым навыком или знанием. Со временем ученик все меньше нуждается в «строительных лесах», а затем и вовсе обходится без «подпорок».
Топ-занятий для развития исполнительских функций
В 2011 году психологи Лиза Даймонд и Кэрол Ли провели исследование, в котором выяснили, какие виды деятельности лучше всего развивают исполнительные функции. Как оказалось, к ним относится компьютерное обучение, аэробика, йога, классические боевые искусства и спорт (о влиянии физической активности на когнитивные способности мы писали здесь).
Повышению уровня ИФ способствуют занятия по обучению грамоте и рефлексия, возможность брать паузу и отдыхать в течение дня, а также определенные игры.
Лучшие игры для детей 6-36 месяцев
Для ребенка 6-18 месяцев психологи советуют выбирать прятки (например, «Ку-ку»), которые тренируют рабочую память и навыки самоконтроля, повторение двустиший и легких стихов.
Малыши в этом возрасте любят копировать взрослых – подражание тренирует внимание и самоконтроль. Это могут быть любые действия, от ролевых игр с куклами до вытирания пыли и мытья полов. Психологи советуют начинать с простых движений, постепенно расширяя «репертуар». Такие упражнения знакомят с основами воображаемой игры, развивают избирательное внимание и учат не реагировать на отвлекающие факторы.
Для детей 18-36 месяцев исследователи рекомендуют игры, направленные на концентрацию внимания, например, бросание мяча, спуск и подъем по лестнице, прыжки, ходьбу по бордюру и т.д..
Для развития самоконтроля можно устраивать соревнования, играть в «Замри», «Море волнуется раз» и др.
Можно также использовать пальчиковые игры, заучивание стихов, которые влияют на память и самоконтроль.
В любом возрасте на развитие исполнительных функций влияет общение. Речь развивает когнитивные способности в целом, в том числе и исполнительные функции. Если есть возможность, говорите с ребенком не только на родном, но и на иностранном языке.
У дети-билингвов уровень исполнительных функций выше, так как им приходится держать в голове двойной объем понятий. Это тренирует способность переключаться и рабочую память – основу регуляторных функций.
Психологи считают, что развивать исполнительные функции нужно с раннего детства. Ведь уровень рабочей памяти у четырехлетнего ребенка позволяет предсказать его академическую успеваемость в 15 лет.
Чем раньше вы начнете тренировать навыки саморегуляции малыша, тем успешнее он будет в будущем. Умение нестандартно мыслить, следовать инструкциям и отходить от привычных алгоритмов позволит ребенку идти к поставленным целям, добавиться результатов и не поддаваться сиюминутным желаниям. Даже если эта самая вкусная зефирка в мире.
авторизуйтесь